Приветствую всех обитателей ЧЗО от лица фокус-группы!
За последние несколько месяцев фокус-группа претерпела значительные качественные и идейные изменения, во многом поменяв сами принципы взаимодействия с разработчиками. В связи с этим, считаю необходимым написать: чем мы сейчас занимаемся, в чем заключается наша работа, как мы влияем на разработку и дать ответ на несколько часто задаваемых вопросов.

Для чего нужна “Фокус-Группа”
Нередко, после релиза объемного обновления оказывается, что аудитория играет и видит его абсолютно иначе, чем изначально задумывал разработчик, вследствие чего многие аспекты ломаются или не работают. В некоторых случаях вовсе, сама задумка геймдизайнера не соответствует ожиданиям и желаниям комьюнити. Это приводит не только к недовольству и непониманию со стороны игроков, но и к необходимости пересмотра сути механики “на ходу” или даже отказа от нее.
Именно для профилактики подобных ситуаций и организована фокус-группа, собранная из тех людей, которые смогут оценить обновление от лица простых игроков и дать рекомендации по исправлениям недоработок. Чем чаще такой подход будет использоваться, тем реже будут случаться казусы на релизе, пусть и избежать их полностью невозможно.
Чем занимается “Фокус-Группа”
Все начинается с запроса со стороны разработчиков, на проверку тех или иных фич грядущего обновления. Фокус-группа может оказать определенную помощь, например:
- Участие в пред-релизных тестах обновлений для возможности прогнозировать поведение и реакцию игроков;
- Целенаправленный поиск геймплейных недоработок и шероховатостей в геймдизайнерском проекте;
- Оценка и критика текстового концепта геймдизайнера на этапах до старта разработки;
- Консультация разработчиков по вопросам, связанным с геймплейными игровыми аспектами;
- Донесение актуальной пост-релизной критики, основанной на собственном игровом опыте, необходимой для доработки обновления.
А далее уже сам разработчик исправляется или дорабатывает своей проект, исходя из полученной информации.
Заблуждения связанные с “Фокус-Группой”
Теперь разберем частые заблуждения по поводу деятельности актуальной фокус-группы, которых накопилось немало:
- Фокус-группа НЕ занимается целенаправленным поиском багов. Это работа отдела тестеров, конкретно члены ФГ это делают по своему усмотрению и попутно с основными задачами, которые больше упираются в “кринж-контроль”;
- Фокус-группа НЕ занимается целенаправленным написанием концептов и придумыванием обновлений. Это работа геймдизайна, а члены ФГ должны помочь заставить его задумку работать и заодно понять, как на нее будет реагировать комьюнити;
- Фокус-группа НЕ занимается целенаправленным сбором и передачей идей, концептов и критики от игроков. Это одна из задач рупоров. Естественно, в некоторых случаях такие задачи ставятся, но это скорее дополнение, чем наша основная деятельность;
- Фокус-группа НЕ занимается целенаправленной передачей комьюнити информации о грядущих планах и обновлениях. Участники ФГ не имеют таких полномочий. Сливы же могут караться исключением из группы, блокировкой аккаунта или проблемами с законом из-за нарушений пунктов соглашения о конфиденциальности.
Часто задаваемые вопросы
После разбора основных моментов, связанных с нашей деятельностью, предлагаю продолжить тред в формате ответов на часто задаваемые вопросы.
Почему среди фокус-группы находятся люди без топ шмота с <1000ч, не известные в медийном поле или те кого я не вижу на Затоне/КВ/сессионках?
В задачи ФГ входит далеко не только разбор моментов из эндгейма или баланса, но и игровых аспектов начальных и средних уровней. Например, во время теста ребаланса ставились задачи, завязанные на неоднократном прохождении сюжета и выявлении там слишком сложных или легких моментов. А последний месяц половина нашей работы была завязана на поиске странностей в работе нового ИИ. От члена ФГ в первую очередь требуется понимание игры, критическое мышление и умение как передавать свои ощущения, так и конкретизировать то, что ему не нравится/как сделать так, чтобы нравилось. Как правило в ФГ состоят опытные игроки, достигшие в игре почти всего, но бывают и исключения, для которых тоже есть не менее важные задачи.
Насколько ФГ влияет на разработчика и в чем ваш смысл, если не все ваши рекомендации приводят к изменениям?
Как было написано выше, первоочередная задача фокус-группы – консультационная. Разработчик в первую очередь должен узнать о проблемах своего проекта и осознать их, а вот исправление - уже отдельный вопрос. Бывают ситуации, где известные спорные моменты не исправляются из-за наличия более приоритетных проблем, или же вовсе таковые являются частью общей задумки, вследствие чего релизятся на основу. Главное, чтобы спорный момент или проблема не становились новостью уже после релиза. Такие случаи не отменяют того, что приличная доля серьезных недоработок, найденных фокус-группой, по итогу исправляется. От себя скажу, что к ФГ сейчас прислушиваются как никогда в вопросах до-релизного фидбека.
Над чем сейчас работает ФГ? Что вы сейчас делаете? Кому помогаете? Вот прям конкретно.
Актуальные задачи сказать не могу (НДА), но могу поделиться поверхностной информацией по прошлому месяцу. Если конкретно пройтись по тому, с какими проектами мы помогали 27 апреля – 26 мая, то там будут:
- Тесты нового секретного режима. В индивидуальном формате было найдено 54-83 спорных момента, из которых 20-24 попали в общий отчет с выжимкой индивидуальных. Сверху того, написали краткие индивидуальные отзывы о геймплейных ощущениях от режима.
- Фидбек пост-релизного ребаланса. В индивидуальном формате было найдено 80-108 спорных моментов, из которых 25-30 попали в общий отчет с выжимкой индивидуальных (Ваша любимая останова, гауссы, гранаты на сессиях, дробовики и т.п). Также в индивидуальном порядке были сделаны тир-листы брони.
- Два длительных теста обновления ИИ. Индивидуально найдено 150-169 спорных моментов в поведении ИИ, из которых 100-114 попали в общий отчет выжимки. Также по итогу каждого теста писались отзывы о играбельности нового ИИ. Первопричины многих серьезных проблем были найдены и оперативно исправлены.
- Аналитика актуальных проблем * секрет * области игры. Индивидуально найдено 112-118 спорных моментов, из которых 40-43 попали в общий отчет выжимки. При прямом взаимодействии с геймдизайнером разобрали, какие важные, а какие просто рекомендации.
Изначально планировал вот такие сухие микро-отчеты без спойлеров публиковать каждый месяц, но сомневаюсь, что данный формат будет всем интересен.
Если говорить о более глобальных целях, то на данный момент это налаживание максимального взаимодействия фокус-группы со всеми отделами разработки, что бы как можно больше обновлений проходило “кринж-контроль”.
P.S
Проблем найденных индивидуально значительно больше чем замечаний в общем отчете, ибо часто разные члены ФГ приходят к одной и той же мысли, в следствии чего их проблемы объединяются в уже общем отчете. Либо же один член ФГ выдвигает ряд замечаний, которые модератором ФГ объединяется в одно глобальное замечание (Как завышенная останова у болтовок, гранат и АА12).
Как поощряется работа фокусников? Есть ли какие-то награды за фидбек, и что они из себя представляют, если есть?
Стартовали мы на чистом энтузиазме с задачей сделать игру лучше. Однако, с недавних пор в ФГ вместе с повышенной нагрузкой появились денежные вознаграждения за активность в конце каждого месяца, которые распределяются в зависимости от количества и качества выполненных задач. В будущем есть планы ввода системы уровней ФГ’шеров, за которые будут даваться внутриигровые уникальные плюшки, не влияющие на геймплей (например, скины или значки), но это пока на этапе идеи.
Будут ли новые наборы в ФГ? Когда? По каким критериям?
В ближайшее время массовые наборы не планируются, но они будут, ибо со временем часть старых участников теряет интерес к игре или перестает соответствовать требованиям. Требования к участнику заключаются в понимании игры, умении находить проблемы вместе с решениями и понятно это описывать, а также энтузиазме помогать делать игру лучше (Само-собой, попутно следуя правилам ФГ, игры и нормам поведения в обществе).
Как только стартует донабор в ФГ – вы сразу же об этом узнаете. Формат набора может меняться, ибо с этим идут эксперименты. Например, набор в виде всеобщего прохождения форм показал спорную эффективность.
По каким зудоволнам ФГ связывается с разными отделами разработчиков?
Каждый разработчик подходит к связи с ФГ индивидуально в зависимости от предпочтений и особенностей проекта. Некоторым удобно в дискорде обсуждать с участниками фокус-группы какие-то моменты, а некоторым более удобно читать подготовленный отчет.
Если вопрос заключается в методах отчетного предоставления фидбека, то их у фокус-группы несколько и предоставляются они в специальном пространстве для совместной работы с информацией. Самыми популярными типами отчетов у нас являются:
1.Табличный отчет. Тут каждый член ФГ ищет индивидуально проблемы и предлагает решения, а куратор сводит это в общий отчет который читает геймдизайнер и по необходимости дает обратную связь.
2.Подробное обсуждение темы. Здесь ФГ группой создает некую общую рецензию на проект, где описываются основные проблемы, сильные стороны и пожелания для его улучшения.
3.Прохождение форм-опросов. Тут уже разработчик после тестов задает нам вопросы по его проекту, ответы на которые ему интересны, а мы даем четкие ответы.
Некоторые интересные вопросы были мной пропущены, так как этот пост в плане количества текста и так раздут, поэтому готов на них отвечать прям в этом треде.

Если подвести итоги, то команда фокус-группы занимается предоставлением продвинутого фидбека и рекомендаций от лица игроков для разработчиков в тех ситуациях, где обратиться ко всей аудитории не имеется возможности. Тем самым еще до показа обновления массовой аудитории уведомляя разработчика о проблемах его проекта и предлагая решения, которые скорее всего понравились бы игрокам. Это значительно уменьшает шансы того, что на релиз попадет спорный момент, о котором сам геймдизайнер не знал.
При сочетании пред-релизной консультации (методы фокус-группы) и пост-релизной (взаимодействие с “большой аудиторией”), можно значительно продвинуться в ориентированности игры на комьюнити. И я уверен, что фокус-группа в этом деле поможет.
Всем спасибо за внимание. Жду вопросов по деятельности ФГ на которые в посте не ответил.